Асфальт является универсальным материалом для дорожного строительства, а также капитального ремонта дороги и благоустройства города. Он отличается удобством и гибкостью в эксплуатации, имеет все необходимые свойства и прочность, чтобы выдерживать длительные нагрузки. Благодаря использованию в составе смеси распространённых материалов, стоимость асфальта доступна для каждого поэтому его используют и в частном строительстве для благоустройства территории, отдельного участка или сада. Однако, чтобы асфальтобетон сохранял своё качество и прочность, важно учитывать все тонкости технологии укладки асфальта, а также правильно расположить слои в зависимости от их состава и особенностей.
Виды асфальта
Асфальтовая смесь состоит из достаточно распространённых материалов без каких-то особых добавок. В его составе - щебень и песок, как правило натуральный и взятый с речного дна, минеральный наполнитель, увеличивающий прочность, и битум, связывающей всю структуру воедино. Однако главным компонентом, от которого зависит тип асфальта, его прочность и расположение слоя, является щебень. По фракции асфальтобетон можно разделить на:
- Песчаный - В его основе - щебень с фракцией до 10 миллиметров, что осуществимо с добавлением в смесь песка на место заполнителя. Главным отличием песчаного асфальта является его низкая стоимость и, как следствие, низкая прочность. Поэтому он подходит для благоустройства территории, пешеходных и садовых дорожек, а выдержать существенные нагрузки легкового транспорта не способен.
- Мелкозернистый - в его основе - щебень с фракцией от 10 до 20 миллиметров, что делает такой асфальт универсальным. Большая часть асфальтовых смесей для автомобильных и пешеходных дорог относятся к мелкозернистому виду, поэтому они и являются наиболее распространёнными, а также универсальными среди всех типов дорожного покрытия. За счёт малой фракции, такой щебень лежит максимально плотно, и дорожное покрытие оказывается лишено пустот, что значительно повышает его прочность и устойчивость.
- Крупнозернистый - в его основе - щебень с фракцией от 20 до 40 миллиметров, а также крупный гравий. Из-за большого размера отдельных элементов, крупнозернистый асфальт не подходит для верхнего слоя дороги, поэтому он используется в качестве подложки и связующего слоя, обеспечивающего стабилизацию дороги.
Каждый тип асфальта находит своё применение в различных условиях. Так, для пешеходных дорог и благоустройства не нужна высокая прочность, поэтому можно сэкономить и использовать песчаный асфальтобетон. Для крупных автомагистралей с серьёзной нагрузкой же и одного слоя будет недостаточно - в этом случае будет использоваться смесь из крупно- и мелкозернистого асфальтобетона.
Особенности дорожного покрытия
Технология укладки асфальта для строительства автомобильных дорог и магистралей - горячее асфальтирование, которое формирует своеобразный пирог из нескольких слоёв материала. В самой нижней части находится подложка, на ней амортизирующая песчаная подушка, затем наполнитель и гравий, и только верхним слоем выступает уже асфальтобетон, принимающий на себя основную нагрузку. Однако одного слоя асфальта может быть недостаточно, особенно если дорога предназначена для грузовых авто или находится в суровых климатических условиях
В этом случае асфальтовый слой делится на два, что позволяет заметно повысить прочность дороги и перераспределить нагрузку на полотно:
- Нижний слой формируется из крупнозернистого асфальта. Его структура позволяет эффективно заполнить пустоты и выступает в качестве амортизирующей подложки, помогающей выдерживать сильные нагрузки без повреждений и каких-либо проблем.
- Верхний слой формируется из мелкозернистого асфальта, и на это есть причина - высокая плотность. Мелкая фракция располагается гораздо ближе, что исключает формирование пустот или слабых мест. Это также повышает адгезию между двумя слоями, особенно при горячем асфальтировании.
Таким образом, при укладке многослойного асфальта смеси мелких фракций всегда должны располагаться выше. Качественный материал и хорошая подложка повысят прочность дороги, а также спасут от формирования колеи, которая характерна для мелкозернистых смесей.